Сайт о Солнце, астрономии, гитаре и музыке
  Гитара
 

Гитара - уникальный музыкальный инструмент. Она имеет широкий диапазон звуков в три октавы, позволяет играть как отдельными нотками, так и широкими многозвучными аккордами, менять тембровую окраску звука от интимно-нежного до сухого и жесткого.

Краткая история гитары и ее современное состояние

Гитара является, как известно, национальным испанским инструментом. До сих пор источники происхождения гитары в точности не установлены. Надо предполагать, что прототипом ее является ассиро-вавилонская кефара или египетская кифара. Она могла быть занесена на Пиренейский полуостров римлянами (латинская гитара) или арабами (мавританская гитара). На первой играли приемом «пунтеадо то есть щипком, на второй, обладавшей более резкой звучностью, играли приемом срасгеадоэ, то есть бряцанием по струнам всеми пальцами правой руки.

Гитара современного типа, или во всяком случае близкого к нему, произошла, надо думать, от слияния этих двух разновидностей древней кифары не ранее XVI века. Косвенное указание на это двойственное происхождение гитары мы имеем в различной манере игры на ней и по настоящее время: народной — «расгеадо», — происходящей от игры на мавританской гитаре, и профессиональной—«пунтэадо», — ведущей происхождение от латинской гитары.К моменту проникновения в другие европейские страны (XVI—XVII века) гитара имела пять струн, настроенные в квартовом соотношении, как и родственная ей лютня. Не установлено точно, в Германии или Италии произошло прибавление шестой струны. В таком окончательно сформировавшемся виде гитара приобрела права серьезного инструмента. На базе этого увеличения ее музыкальных возможностей шестиструнная гитара пережила эпоху своего первого расцвета (с конца XVIII и до середины XIX века). За этот период гитара выдвинула целый ряд блестящих виртуозов и композиторов, как, например, испанцы Агуадо и Сор н итальянцы Джулнаии. Лениани, Каркасси, Карулли, За-ни-де-Феранти. Регонди, Моретти и другие. Концертная деятельность этих гитаристов в европейских странах подняла гитару на высокий профессиональный уровень и снискала ей многочисленных приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей. Одни из них - как композиторы Монтеверди, Россини, Гретри. Обер. Доницетти, Верди. Масснэ—использовали гитару в своих операх; другие — как композиторы Люлли, Вебер, Днабслли, Берлиоз, Гуно - сами играли на гитаре; третьи, наконец, как Глинка, Чайковский любили слушать гитару. Особо следует отметить, что знаменитый скрипач Паганини был в то же время прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Поэты и писатели, как Гете, Кернер, Ленау, Байрон. Шелли, Державин. Пушкин. Лермонтов. Л. Толстой. Бодлер и многие другие любили гитару и посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.

Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, изменением отношения широкой публики к ней. как х старинному и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате появился ряд исключительно одаренных гитаристов-виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льо-бет, Сеговия. Пухоль и другие), которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поставили гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова, как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина, Мануэль де-Фалья, Понс, Руссель н других.

В нашей стране широко была распространена наряду с шестиструнной гитарой ее разновидность — гитара семиструнная, преимущественно с терцовым строем.

Характеристика гитары

Среди щипковых инструментов шестиструнная гитара занимает совершенно особое место, обладая самыми разнообразными качествами. Одно из главных — удачное сочетание мелодической стороны с гармонической. Благодаря этому гитара является самостоятельным сольным инструментом с разнообразными красками звучания и, одновременно с этим, богатым аккомпанирующим инструментом: она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, мандолину, образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания, а также играет существенную роль в так называемом неаполитанском ансамбле. По характеру своему гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий и приятный фон. Эта роль гитары, в свое время оцененная по заслугам видными композиторами, находит отражение в работах по переложению для гитары классических вокальных произведений русских и зарубежных композиторов. После фортепиано гитара, несомненно, самый подходящий для аккомпанемента инструмент, являясь так сказать «маленьким фортепиано:», к тому же дешевым и портативным.

Разумеется, у гитары, как и у всякого другого инструмента, имеются и свои ограничения технических возможностей. К числу их относятся сравнительно тихий звук и малая его длительность. Однако правильной постановкой, хорошо разработанным тоном и качеством самого инструмента можно эти ограничения значительно уменьшить.

Гитара имеет небольшой вес, доступную цену, легко осваивается новичками которые уже после двух-трех уроков начинают что-то играть на зависть друзьям, она незаменима в компаниях где поют, в походах и пионерлагере.

Основными частями гитары являются корпус и гриф. Корпус состоит из следующих элементов: верхняя дека, нижняя дека и две обечайки.

В верхней деке находится круглое отверстие, называемое голосником. Художественное обрамление вокруг голосника называется розеткой. К поверхности верхней деки прикрепляется деревянная пластинка, называемая подставкой. В подставке имеется прорезь, в которую вставляется пластинка из кости или пластика, называемая верхним порожком. В подставке также имеется шесть отверстий для струн.

Гриф состоит из шейки грифа и головки грифа. В гриф врезаются 19 металлических порожков, называемых ладами (иногда ладом называют промежуток между металлическими порожками). Между головкой грифа и шейкой грифа расположен нижний порожек с шестью прорезями для струн. В головке грифа находятся шесть колков, которые являются механическими устройствами для наматывания струн.

Cуществуют несколко способов записи нот для гитары (рис. ниже): обычным нотоносцем из пяти линеек, схематическим изображением грифа гитары в виде шести линеек. Каждая линейка нижней строки соответствует гитарной струне и их отсчёт, в отличие от нотоносца, ведётся сверху вниз. Первая линейка соответствует первой струне; вторая линейка - второй струне; третья линейка - третьей струне; четвёртая линейка - четвёртой струне; пятая линейка - пятой струне и шестая линейка - шестой струне.

На нотоносце записаны основные ступени музыкального звукоряда на две октавы. На нижних шести линейках под каждой нотой стоит цифра, соответствующая номеру лада, на котором необходимо прижать струну, чтобы извлечь этот звук. Ноль обозначает открытую струну. Например, нота до первой октавы извлекается на 3 ладу пятой струны, нота ре извлекается на четвёртой открытой струне и т. д.

На рисунке ниже приведены специальные значки - ноты, которыми обозначаются звуки на нотном стане или нотоносце.

На рисунке ниже приведены обозначения паузы на нотном стане или нотоносце.

 

Точка после ноты и паузы обозначает увеличение в полтора раза длительность ноты и паузы.

 
  Сегодня были уже 1 посетителей (1 хитов) здесь!
Google
 
 
 
Этот сайт был создан бесплатно с помощью homepage-konstruktor.ru. Хотите тоже свой сайт?
Зарегистрироваться бесплатно